Памятка по реализации положений Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 года N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края"

Памятка по реализации положений Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 года N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края"

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

от 22 марта 2005 года

ПАМЯТКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 7 ИЮНЯ 2004 ГОДА N 721-КЗ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ

ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ"

1. Общие положения

19 июня 2004 года вступил в силу Закон Краснодарского края от 7 июня 2004 года N 721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края".

В соответствии с указанным Законом на граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Краснодарского края для сельскохозяйственных товаропроизводителей, и определены организационные и финансовые меры государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств.

Закон устанавливает, что личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Реализация гражданами этой продукции также не является предпринимательской деятельностью.

Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.

О некоммерческой (непредпринимательской) деятельности личного подсобного хозяйства свидетельствуют многие обстоятельства. Личное подсобное хозяйство не подлежит государственной регистрации и не облагается подоходным налогом.

В соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые ими от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления гражданином документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена на принадлежащем гражданину или членам его семьи земельном участке, используемого для ведения личного подсобного хозяйства.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, ведение личного подсобного хозяйства предусматривается на земельном участке, предоставленном (приобретенном) для указанных целей, совместно с членами его семьи, при этом допускается, что члены семьи могут не проживать совместно.

Законом установлено единственное ограничение прав граждан, пожелавших вести личное подсобное хозяйство. Сделать это может только дееспособный гражданин, которому земельный участок предоставлен и (или) который приобретен им для этих целей.

При этом к данному гражданину не предъявляется никаких квалификационных требований, например, необходимость иметь опыт ведения сельскохозяйственного производства или иметь сельскохозяйственную профессиональную квалификацию.

К членам семьи этого гражданина, которые совместно с ним ведут личное подсобное хозяйство, настоящий Федеральный закон вообще не предъявляет никаких требований, даже в отношении их дееспособности.

Закон не требует осуществления государственной регистрации личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Вместе с тем, необходимым условием является внесение записи о личном подсобном хозяйстве в похозяйственную книгу.

2. Основы земельных отношений в личных подсобных хозяйствах

Законодательство о личном подсобном хозяйстве (п. 3 ст. 3) гарантирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства только гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, такие земельные участки предоставляются при наличии свободных земельных участков (п. 4 ст. 3).

Вместе с тем, участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с соблюдением требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, для создания и расширения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду.

Также необходимо иметь в виду, что граждане, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских или в городских поселениях, могут приобрести земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства как в сельских поселениях, так и в городских поселениях, в порядке гражданского оборота таких земельных участков (купля-продажа, дарение, наследование, обмен, аренда и другие сделки).

Законом также установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселения (приусадебный земельный участок), который имеет правовой режим категории земель поселений и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок), который имеет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления на срок не более чем три года на основании заявления заказчика. Подготовку документов для выдачи разрешения на строительство осуществляют органы архитектуры и градостроительства.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например, загон для скота, оборудованное место дойки, водопоя, навесы для защиты от дождя, мелиоративные сооружения возводить допускается. При этом в соответствии с п. 9 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ получать разрешение на строительство не требуется в случае возведения временных сооружений.

Согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ (ред. от 22.07.2004) "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 гектара.

Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

3. Порядок получения земли для ведения личного подсобного хозяйства

3.1. Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из земель поселений

Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из земель поселений в черте населенных пунктов с правом строительства (возведения) жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов решается в следующем порядке.

Территория населенного пункта в пределах его границ должна быть поделена на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки):

в городских округах представительным органом или администрацией муниципального образования согласно уставу городского округа;

в муниципальном районе до 1 января 2006 года представительным органом или администрацией муниципального района. После 1 января 2006 года представительным органом или администрацией сельского или городского поселения.

В соответствии с принятыми правилами застройки (градостроительным регламентом) при наличии в населенном пункте территориальной зоны, позволяющей предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется органом местного самоуправления в следующем порядке:

подготавливается проект границ земельного участка и устанавливаются его границы на местности;

определяется разрешенное использование земельного участка;

определяются технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принимается решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) в случае предоставления земельных участков в собственность или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Для граждан, не являющихся участниками долевой собственности, предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из земель поселений в черте населенных пунктов без права строительства (возведения) жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений и сооружений осуществляется органом местного самоуправления при наличии в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны сельскохозяйственного использования в следующем порядке:

- проводятся работы по формированию земельного участка и установлению его границ;

- определяется разрешенное использование земельного участка и сроки аренды;

- публикуется сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельных участков;

- принимается решение о закреплении земельного участка.

3.2. Выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения для создания или расширения личного подсобного хозяйства

Выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для создания или расширения личного подсобного хозяйства осуществляется в следующем порядке.

А) При наличии договора аренды, оформленного в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и правомерно принятого решения общего собрания участников долевой собственности о местоположении части земельного участка, находящегося в долевой собственности, в границе которого в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет доли в праве общей собственности на земельный участок, участник долевой собственности прежде чем приступить к выделу земельного участка, решает вопрос о порядке и сроках расторжения договора аренды с землепользователем (арендатором). В случае недостижения мирного соглашения вопрос о расторжении договора аренды решается в судебном порядке.

Решив вопрос о расторжении договора аренды, участник долевой собственности или группа участников долевой собственности проводит выбор земельного участка с учетом того, что выделяемый ими участок расположен в месте, определенном общим собранием, и отвечает следующим требованиям:

- пригодность земель для предполагаемого (разрешенного) использования;

- недопущение создания недостатков в расположении (вклинивание, чересполосица, вкрапливание, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании);

- соблюдение условий выхода на дороги общего пользования для образуемых новых и существующих земельных участков;

- прохождение границ образуемых новых земельных участков независимо от их назначения по границам земель других категорий, земель, занятых древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутых водоемов, объектов инженерных, транспортных инфраструктур, а также ранее сформированных смежных земельных участков.

Минимальные размеры образуемых новых земельных участков для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых должны быть равны размеру выделяемого в натуре (на местности) земельного участка, самостоятельное искусственное орошение и (или) осушение которого возможно и границы которого не пересекают объекты инженерных и транспортных инфраструктур.

Выдел земельных участков, не отвечающих вышеперечисленным требованиям, не допускается.

Далее он в письменной форме извещает остальных участников долевой собственности о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок.

Если в течение месяца со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности или опубликования сообщения о намерении выделить земельный участок не поступят возражения от участников долевой собственности, предложение о местоположении земельного участка и размере компенсации считается согласованным.

Участники долевой собственности обращаются к юридическим или физическим лицам, имеющим лицензии, на проведение землеустроительных работ, по установлению и закреплению границ земельного участка в натуре с заявкой о проведении за свой счет этих работ. При этом метод межевания всего земельного участка общей долевой собственности выбирают сами собственники земельного участка. Это могут быть: более дорогие и точные работы - инструментальное межевание или менее дорогие работы и менее точные - на основе картографических материалов дистанционного зондирования.

На основании утвержденных руководителями райгоркомземов материалов межевания подготавливаются документы о межевании на два вновь образуемых земельных участка (выделяемый в счет земельной доли (долей) и остающийся).

Затем филиал ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю при предоставлении правообладателями выделяемого земельного участка надлежаще оформленных правоустанавливающих документов и описаний выделяемого и остающегося земельного участка производит соответствующие кадастровые записи в Едином государственном реестре земель, подготавливает и выдает выписку из Единого государственного реестра земель на вновь образованные земельные участки для регистрации прав на вновь сформированные участки в учреждение юстиции.

После регистрации прав на вновь сформированный земельный участок в федеральной регистрационной службе по Краснодарскому краю гражданин приступает к обработке земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства.

Б) При отсутствии договора аренды, оформленного в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", участник долевой собственности, прежде чем приступить к выделу земельного участка, решает вопрос о месторасположении земельного участка в счет невостребованных земельных долей и условиях его использования.

Затем участники или группа участников долевой собственности проводят выбор земельного участка с учетом того, что выделяемый ими участок, расположенный на землях в счет невостребованных паев, отвечает следующим требованиям:

- пригодность земель для предполагаемого (разрешенного) использования;

- недопущение создания недостатков в расположении (вклинивание, чересполосица, вкрапливание, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании);

- соблюдение условий выхода на дороги общего пользования для образуемых новых и существующих земельных участков;

- прохождение границ образуемых новых земельных участков независимо от их назначения по границам земель других категорий, земель, занятых древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутых водоемов, объектов инженерных, транспортных инфраструктур, а также ранее сформированных смежных земельных участков.

Минимальные размеры образуемых новых земельных участков для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых должны быть равны размеру выделяемого в натуре (на местности) земельного участка, самостоятельное искусственное орошение и (или) осушение которого возможно и границы которого не пересекают объекты инженерных и транспортных инфраструктур.

Выдел земельных участков, не отвечающих вышеперечисленным требованиям, не допускается.

Далее он (они) в письменной форме извещает орган местного самоуправления о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли для ведения или расширения личного подсобного хозяйства.

В течение месяца орган местного самоуправления рассматривает это обращение с целью уточнения правомерности выдела этого земельного участка и урегулированию вопроса с землепользователем (в случае его наличия) по срокам возможности его обработки. О принятом решении заявителю предоставляется соответствующая информация.

В случае положительного ответа участник долевой собственности обращается к юридическим или физическим лицам, имеющим лицензии, на проведение землеустроительных работ, по установлению и закреплению границ земельного участка в натуре с заявкой о проведении за свой счет этих работ. При этом метод межевания всего земельного участка общей долевой собственности выбирают сами собственники земельного участка. Это могут быть: более дорогие и точные работы - инструментальное межевание или менее дорогие работы и менее точные - на основе картографических материалов дистанционного зондирования.

На основании утвержденных руководителями райгоркомземов материалов межевания подготавливаются документы о межеваний на два вновь образуемых земельных участка (выделяемый в счет земельной доли (долей) и остающийся).

Затем филиал ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю при предоставлении правообладателями выделяемого земельного участка надлежаще оформленных правоустанавливающих документов и описаний выделяемого и остающегося земельного участка производит соответствующие кадастровые записи в Едином государственном реестре земель, подготавливает и выдает выписку из Единого государственного реестра земель на вновь образованные земельные участки для регистрации прав на вновь сформированные участки в учреждение юстиции.

После регистрации прав на вновь сформированный земельный участок в федеральной регистрационной службе по Краснодарскому краю гражданин приступает к обработке земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства.

3.3. Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из фонда перераспределения земель Краснодарского края

Из фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящихся в государственной собственности, земельные участки для ведения либо расширения личного подсобного хозяйства предоставляются в следующем порядке.

Департаментом имущественных отношений Краснодарского края информация о свободных земельных участках, расположенных на территории муниципального образования и предлагаемых для предоставления гражданам для этих целей, публикуется в средствах массовой информации этого муниципального образования согласно перечню, утвержденному высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

В случае, если по истечению одного месяца не поступили заявления от жителей, проживающих на территории этого муниципального образования, по использованию этих земельных участков для ведения либо расширения личного подсобного хозяйства, то такая информация публикуется в краевых средствах массовой информации либо средствах массовой информации соседних муниципальных образований, в которых невозможно сформировать земельные участки для ведения либо расширения личного подсобного хозяйства согласно обращений органом местного самоуправления. Поступившие заявления граждан о желании заключить договор аренды рассматриваются в общеустановленном порядке с учетом возможности заключения договора аренды земельного участка при множественности лиц со стороны арендатора.

В случаях, когда возможности предоставления земельных участков для ведения либо расширения личного подсобного хозяйства из земель поселений исчерпаны, но имеются обращения граждан, изъявивших желание вести либо расширить личное подсобное хозяйство и они не являются участниками долевой собственности, органом местного самоуправления решается вопрос о расширении черты населенных пунктов либо вносится предложение в департамент имущественных отношений Краснодарского края о предоставлении земельных участков для этих целей из фонда перераспределения. Департамент имущественных отношений Краснодарского края в месячный срок рассматривает такие предложения и принимает решение о формировании такого участка, по возможности вблизи населенного пункта либо, в случае отсутствия возможности по формированию на территории этого муниципального образования предоставляется информация о возможности предоставления земельного участка из фонда перераспределения на территории прилегающих муниципальных образований.

4. Меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств

4.1. Организационные меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств

В целях реализации Закона Краснодарского края "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края" департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края определен специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области развития личных подсобных хозяйств. В департаменте сельского хозяйства создан отдел развития личных подсобных хозяйств, призванный обеспечить функционирование системы государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края.

На специалистов отдела возлагается выполнение следующих задач:

координация деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края в области государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств посредством подготовки проектов различных нормативных актов, обеспечивающих реализацию Закона Краснодарского края "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края";

совместно со специалистами учетно-финансового управления обеспечение функционирования системы финансовой поддержки развития личных подсобных хозяйств за счет средств краевого бюджета посредством предоставления субсидий;

совместно со специалистами ГУП КК "Кубанский продовольственный фонд", районных ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств совершенствование организационных механизмов, связанных с обеспечением средствами производства, заготовкой, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах;

формирование и развитие информационно-технической базы учета личных подсобных хозяйств, находящихся на территории Краснодарского края;

совместно со специалистами управления развития экономики и налоговой базы АПК и управления перерабатывающей промышленности оказание содействия в создании сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных потребительских кооперативов, в тех районах, где они отсутствуют, с целью реализации сельскохозяйственной продукции, полученной в ЛПХ;

предоставление личным подсобным хозяйствам оборудованных торговых мест на товарных рынках на льготных условиях;

создание консультационных служб по зоотехническому, агрономическому, маркетинговому обслуживанию личных подсобных хозяйств.

Кроме того, в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края определены специально уполномоченные должностные лица, ответственные за реализацию Закона на соответствующей территории. В частности, данные специалисты:

- организуют информационно-консультационное обслуживание как владельцев ЛПХ, так и желающих организовать ЛПХ, включающее в себя проведение семинаров, создание демонстрационных мастерских, цехов, малых предприятий по альтернативной занятости населения, участие в выставках-ярмарках;

- ведут базу данных по ЛПХ района, собирают информацию от глав поселковых администраций, контролируют записи в похозяйственной книге о созданных и действующих ЛПХ;

- организуют выделение земельных участков для желающих заняться ведением ЛПХ, оказывают практическую помощь в организации и функционировании сельскохозяйственных потребительских кооперативов по закупке, переработке и реализации продукции, закупаемой у населения;

- ежемесячно предоставляют сведения в ДСХиПП о деятельности ЛПХ района;

- организуют сбор, обработку и предоставление материалов от граждан, занимающихся ведением ЛПХ, для получения ими субсидий из краевого бюджета;

- осуществляют комплекс мер по созданию условий для развития сферы торгово-посреднических услуг и расширения практики договорных отношений личных подсобных хозяйств населения с коллективными сельскохозяйственными предприятиями, предприятиями потребительской кооперации и перерабатывающей промышленности.

4.2. Финансовые меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств

В целях реализации финансовых мер государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края разработан "Порядок субсидирования граждан, ведущих личные подсобные хозяйства на территории Краснодарского края", где предусмотрены следующие виды государственной поддержки:

- субсидирование затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных;

- субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, в кредитных организациях в целях приобретения сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники, средств малой механизации, семенного материала, удобрений, средств защиты растений, кормов, запасных частей к сельскохозяйственной технике, инвентаря и оборудования, строительства производственных помещений и сооружений;

- субсидирование части процентной ставки по краткосрочным и среднесрочным кредитам, полученным заготовительными организациями в кредитных учреждениях в целях закупки сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, обустройства заготовительных пунктов и хранилищ сельскохозяйственной продукции, а также приобретения сельскохозяйственных животных для последующей реализации с рассрочкой платежа в личные подсобные хозяйства;

- субсидирование (возмещение части расходов) на приобретение в специализированных племенных хозяйствах племенных животных предоставляется из расчета 20 рублей за 1 кг живого веса (крупного рогатого скота, свиней, овец, коз). Выплаты производятся по безналичному расчету на счета в кредитной организации.

Для получения субсидий гражданин, занимающийся личным подсобным хозяйством, подает в специально уполномоченный орган местного самоуправления заявление. К заявлению о предоставлении субсидий прилагаются подлинники и копии следующих документов:

- документы, удостоверяющие личность получателя (паспорт);

- документы, удостоверяющие право владения или пользования земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства (выписки из постановлений главы органа местного самоуправления, свидетельства о праве, выписки из похозяйственных книг);

- договор купли-продажи со специализированным племенным хозяйством, имеющим соответствующую лицензию;

- документы, подтверждающие факт приобретения племенного животного - платежные документы, счета-фактуры и другие документы по требованию;

- документы, подтверждающие племенную ценность животного (племенное свидетельство, карточку учета племенного животного, другие документы по требованию);

- справку-расчет суммы субсидий, подлежащих возмещению за счет средств краевого бюджета, на возмещение затрат на приобретение племенных сельскохозяйственных животных (в соответствии с утвержденной формой и заверенную племенной организацией). Указанные справки-расчеты являются приложением к порядку субсидирования граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, и заполняются при заключении договора субсидирования.

Субсидирование процентной ставки по краткосрочным (до одного года) и среднесрочным (от одного года до трех лет) кредитам выплачиваются гражданам, получившим кредит на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники и средств малой механизации. Субсидии выплачиваются ежемесячно после уплаты гражданами начисленных процентов за пользование кредитом. Субсидии перечисляются на лицевой счет заемщика в кредитной организации, выдавшей кредит.

При возмещении части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях, предоставляются:

- документы, удостоверяющие личность получателя (паспорт);

- документы, удостоверяющие право владения или пользования земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства (выписки из постановлений главы органа местного самоуправления, свидетельства о праве, выписки из похозяйственных книг);

- договор с кредитной организацией;

- документы, подтверждающие целевое использование кредита - платежные документы, счета-фактуры и другие документы по требованию;

- плановый расчет суммы субсидий из краевого бюджета по кредитному договору, заверенный кредитной организацией.

Указанный расчет является приложением к порядку субсидирования граждан ведущих личные подсобные хозяйства, и заполняется ежемесячно при погашении процентов за пользование кредитом.

Для получения субсидий гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, необходимо обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, предоставить необходимые документы и заключить договор субсидирования.

В случае предоставления гражданами заведомо недостоверных, подложных сведений, документов он лишается права на получение субсидий и возвращает на счет исполнителя полученную сумму субсидий в бюджет.

Кроме того, в 2005 году гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, будут предоставляться субсидии на:

- компенсацию стоимости племенной спермопродукции быков и хряков, приобретенной на племпредприятиях края гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства;

- произведенную и реализованную гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, юридическим лицам и предпринимателям, осуществляющим деятельность без образования юридического лица шерсть овечью в физическом весе, за исключением обножки;

- компенсацию стоимости поголовья крупного рогатого скота, приобретенного гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства;

- мясо молодняка КРС высшей категории упитанности (400 - 450 кг), реализованное гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, предприятиям перерабатывающей промышленности;

- молоко, произведенное и реализованное гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, предприятиям перерабатывающей промышленности.

Размеры выплачиваемых субсидий и перечень документов для их получения будут определены постановлением главы администрации Краснодарского края.

Выплата субсидий осуществляется в пределах финансового года.

Сдача документации на получение субсидий будет производиться в орган местного самоуправления муниципального образования края специально уполномоченному лицу.

Кроме того, по поручению граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, предприятия перерабатывающей промышленности, закупившие у указанных граждан мясо молодняка КРС высшей категории упитанности (400 - 450 кг) или молоко, могут также предоставлять специально уполномоченному лицу необходимые документы для получения субсидий гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства.

Денежные средства перечисляются получателям субсидий на счета, открытые гражданами в кредитных учреждениях.

Контроль за достоверностью соответствующих документов, подтверждающих фактические затраты произведенных получателями субсидий и правильностью их исчисления, осуществляют в установленном порядке органы местного самоуправления.

4.3. Порядок получения кредита в кредитных организациях гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство

Для получения кредита граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, должны предоставить в банковское учреждение следующий перечень документов:

1. Заявление-анкета.

2. Справка с места работы о среднемесячной заработной плате заемщика и поручителей за последние 6 месяцев.

3. Ксерокопия паспорта(-ов) заемщика и поручителей.

4. Для заемщика или поручителя пенсионера - пенсионное удостоверение (ксерокопия).

Заявление на выдачу кредита, кредитный договор, договоры поручительства оформляются в банке в день получения кредита.

4.4. Варианты реализации сельскохозяйственных животных гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство

Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края рассматриваются несколько вариантов реализации сельскохозяйственных животных физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Первый вариант: приобретение сельскохозяйственных животных в специализированных племенных предприятиях, занимающихся организацией племенного дела и реализацией сельскохозяйственных животных, а также приобретение сельскохозяйственных животных у иных хозяйствующих субъектов на договорных условиях.

Второй вариант: приобретение сельскохозяйственных животных через предприятия перерабатывающей промышленности на условиях рассрочки оплаты путем поставки животноводческой продукции.

Третий вариант: приобретение сельскохозяйственных животных через ГУП КК "Кубанский продовольственный фонд" на условии рассрочки платежа на срок до 3-х лет.

Механизм приобретения сельскохозяйственных животных через ГУП КК "Кубанский продовольственный фонд" следующий.

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, осуществляющие свою деятельность на территории Краснодарского края, направляют заявки на приобретение сельскохозяйственных животных уполномоченному органу в области сельского хозяйства соответствующего муниципального образования Краснодарского края.

Уполномоченный орган рассматривает поступившие заявки и, при отсутствии возражений, представляет рекомендательный список личных подсобных хозяйств в адрес ГУП КК "Кубанский продовольственный фонд".

ГУП КК "Кубанский продовольственный фонд", с учетом рекомендаций уполномоченных органов, выносит на согласование межведомственной комиссии по вопросам регионального фонда Краснодарского края вопрос об определении перечня личных подсобных хозяйств, условий и порядка реализации им сельскохозяйственных животных, исходя из их финансово-экономического состояния, а также обеспечения принимаемых на себя обязательств.

В целях обеспечения личными подсобными хозяйствами обязательств по оплате сельскохозяйственных животных могут использоваться, в том числе, следующие способы обеспечения обязательств:

- залог ликвидного имущества (в том числе приобретенных сельскохозяйственных животных);

- поручительство лиц, обязывающихся перед ГУП КК "Кубанский продовольственный фонд" отвечать за исполнение личными подсобными хозяйствами принятых на себя обязательств полностью или в части;

- муниципальная гарантия;

- банковская гарантия;

- иные виды обеспечения, не противоречащие нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Подлежащий заключению договор предусматривает рассрочку платежа на срок до трех лет.

Право требования уплаты долга, возникшее у ГУП КК "Кубанский продовольственный фонд" вследствие реализации сельскохозяйственных животных физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края, подлежит уступке соответствующему муниципальному образованию.

5. Реализация произведенной продукции

В целях создания условий для осуществления реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами, предусматриваются следующие мероприятия:

- организация предприятиями перерабатывающей промышленности (молокозаводами, мясокомбинатами, консервными комбинатами) заготовительных приемных пунктов в сельских населенных пунктах для закупки овощной, плодово-ягодной и животноводческой продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами;

- содействие в создании потребительских кооперативов для обеспечения торговой, заготовительной и производственной деятельности. Это позволит обеспечить закупку у личных подсобных хозяйств сельскохозяйственной продукции и сырья с последующей их переработкой и реализацией;

- приоритетное обеспечение граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, торговыми местами на продовольственном рынке с целью организации сбыта произведенной ими продукции;

- создание оптовых структур на рынках с целью закупки и последующей реализации продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве;

- предоставление субсидий заготовительным организациям, осуществляющим закупки сельскохозяйственной продукции у личных подсобных хозяйств. Это обеспечит стимулирование заготовительных организаций к стабильному сотрудничеству с личными подсобными хозяйствами;

- формирование инфраструктуры обслуживания личных подсобных хозяйств (подъездные пути, средства связи, водо-, энерго- и газоснабжение и другие).

6. Пенсионное страхование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство

Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, предоставляет право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, регистрируются в территориальных органах ПФР на основании Заявления. Образцы заявления о регистрации можно получить в территориальном отделении ПФР.

При регистрации в территориальных органах ПФР гражданину вручается Извещение о регистрации в территориальных органах ПФР.

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии не может быть менее 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты.

Консультацию о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование можно получить в территориальных органах ПФР.

Кроме того, Закон предоставляет гражданам право осуществлять уплату страховых взносов за другого гражданина, совместно ведущего личное подсобное хозяйство (например, члена семьи). Для этого, кроме Заявления, в территориальный орган ПФР необходимо предоставить паспорт и страховое свидетельство лица, за которого будут уплачиваться страховые взносы.

Заместитель председателя ЗСК,

председатель комитета по

вопросам аграрной политики

и потребительского рынка

И.М.ПЕТРЕНКО

И.о. руководителя департамента

сельского хозяйства и

перерабатывающей промышленности

Краснодарского края

А.И.ТРУБИЛИН

--------------------