Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений на территории Серпуховского муниципального района Московской области"

Об утверждении Положения о регулировании земельных отношений на территории Серпуховского муниципального района Московской области"

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 7 июля 2010 г. N 8/39

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом муниципального образования "Серпуховский муниципальный район Московской области", Совет депутатов Серпуховского муниципального района решил:

1. Утвердить Положение о регулировании земельных отношений на территории Серпуховского муниципального района Московской области (прилагается).

2. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

Председатель Совета депутатов

Серпуховского муниципального района

Н.И. Дижур

И.о. главы

Серпуховского муниципального района,

первый заместитель главы администрации

Серпуховского муниципального района

С.А. Соколов

Утверждено

решением Совета депутатов

Серпуховского муниципального района

Московской области

от 7 июля 2010 г. N 8/39

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает основные требования и нормативы в регулировании отношений по формированию, использованию, управлению и распоряжению земельными участками в соответствии с действующим федеральным законодательством, законами Московской области, решениями Совета депутатов Серпуховского муниципального района и соглашениями, заключенными между органами местного самоуправления городских (сельских) поселений, входящих в состав Серпуховского муниципального района, и органами местного самоуправления Серпуховского муниципального района.

2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральным законом от 24.06.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", Уставом Серпуховского муниципального района.

3. Администрация Серпуховского муниципального района (далее - Администрация) осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом настоящего Положения, а также принимает решения:

1) об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Московской области (кроме земель сельхозназначения);

2) о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Московской области (кроме земель сельхозназначения);

3) об установлении или о прекращении публичных сервитутов в случае, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения;

4) о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках, находящихся в собственности Серпуховского муниципального района, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена;

5) об утверждении схемы расположения земельного участка;

6) о резервировании и изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

7) об изменении вида разрешенного использования земельных участков;

8) о развитии застроенных территорий;

9) о согласовании решений органов местного самоуправления городских (сельских) поселений, входящих в состав Серпуховского муниципального района, о развитии застроенных территорий в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

10) о разделе (объединении) земельных участков;

11) о проведении публичных слушаний по включению земельных участков в границы населенного пункта либо об исключении земельных участков из границ населенного пункта;

12) о разработке генерального плана городских (сельских) поселений, входящих в состав Серпуховского муниципального района;

13) об утверждении правил землепользования и застройки;

14) об утверждении подготовленной на основе генеральных планов городских (сельских) поселений, входящих в состав Серпуховского муниципального района, документации по планировке территории;

15) о проведении муниципального земельного контроля;

16) о разработке и реализации местных программ использования и охраны земель;

17) об утверждении схемы территориального планирования района;

18) об утверждении подготовленной на основе схемы территориального планирования документации по планировке территории;

19) иные решения в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области и настоящим Положением.

4. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены при возведении жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, строительстве прудов и иных водных объектов, проведении оросительных, осушительных и других мелиоративных работ в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд.

5. Администрация Серпуховского муниципального района уведомляет уполномоченный орган Московской области о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Серпуховский муниципальный район Московской области" на земельные участки.

Общие правила предоставления земельных участков

6. Земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования "Серпуховский муниципальный район Московской области", находящиеся в собственности Серпуховского муниципального района либо государственная собственность на которые не разграничена, могут предоставляться гражданам Российской Федерации на праве:

1) собственности;

2) аренды.

7. Юридическим лицам земельные участки могут предоставляться на праве:

1) собственности;

2) постоянного (бессрочного) пользования;

3) аренды;

4) безвозмездного срочного пользования.

8. Предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам осуществляется за плату и бесплатно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Московской области.

9. Земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся до 29.10.2001 в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.

10. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным или муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям и органам государственной власти и местного самоуправления.

11. Гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения не предоставляются.

12. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возникшее у граждан или юридических лиц до 29.10.2001, сохраняется.

13. Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного пользования), обязаны в срок до 01.01.2012 переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды этих участков либо приобрести их в собственность за плату.

14. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок строительства объекта недвижимости, финансируемого за счет средств федерального бюджета, средств субъекта РФ или средств местного бюджета, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт;

3) являющиеся лесными участками и находящиеся в собственности муниципального образования "Серпуховский муниципальный район Московской области", гражданам и юридическим лицам.

15. Решение о предоставлении земельных участков принимается главой Серпуховского муниципального района на основании заявления гражданина или юридического лица, в котором должно быть указано:

1) наименование заявителя - юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина;

2) адрес (место нахождения) заявителя;

3) расчетный (лицевой) счет и банковские реквизиты юридического лица;

4) вид испрашиваемого права на земельный участок (собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование);

5) местоположение земельного участка;

6) площадь земельного участка;

7) кадастровый номер земельного участка (при наличии);

8) предполагаемая категория и вид разрешенного использования земельного участка;

9) дата составления заявления.

16. Согласование проведения работ, необходимых для формирования, согласования и изготовления схемы расположения испрашиваемого земельного участка, принимается Администрацией на основании заявления гражданина или юридического лица.

17. Администрация в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления заявления, рассматривает заявление и выдает заявителю письменное согласие на проведение работ, необходимых для формирования, согласования и изготовления схемы расположения испрашиваемого земельного участка, либо направляет обоснованный отказ в его оформлении.

18. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ.

19. Необходимость получения согласований служб и сведений о наличии охранных зон, в том числе особо охраняемых природных территорий и объектов, а также памятников истории и культуры определяется при проведении кадастровых работ.

Сведения о наличии охранных зон указываются в кадастровых документах и являются основанием для установления обременений и ограничений в использовании земель.

20. Другие заявления на земельные участки рассматриваются в период их формирования в срок до истечения месячного срока со дня публикации информационного сообщения о предоставлении земельного участка.

Публикация информационного сообщения о предоставлении земельного участка осуществляется на основании сведений о земельном участке, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка, изготовленной и согласованной в установленном порядке.

В случае поступления в указанный срок другого заявления земельный участок выставляется на торги с условием, что победитель торгов возмещает затраты на выполнение подготовительных кадастровых работ.

21. Постановление об утверждении схемы расположения земельного участка принимается на основании заявления на имя главы Серпуховского муниципального района.

22. Администрация в недельный срок со дня принятия постановления, указанного в п. 21 настоящего Положения, осуществляет выдачу заявителю копии постановления об утверждении схемы расположения земельного участка.

23. Заявитель на основании постановления, указанного в п. 21 настоящего Положения, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ, обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в установленном законом порядке и представляет в Администрацию кадастровый паспорт земельного участка.

24. Решение о предоставлении земельного участка заявителю Администрация принимает в двухнедельный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.

25. Отчуждению не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд.

Предоставление земельных участков для строительства

26. Земельные участки для строительства предоставляются гражданам и юридическим лицам с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования места размещения объектов;

2) с предварительным согласованием места размещения объектов.

27. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев предоставления земельного участка лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории.

28. Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в аренду осуществляется без торгов.

29. Если предоставление земельного участка осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), подготовку необходимых документов обеспечивают Управление имущественных отношений, отдел архитектуры и градостроительства, отдел капитального строительства Администрации. Организацию и проведение торгов (конкурсов, аукционов) обеспечивает Управление имущественных отношений Администрации.

30. Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".

31. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а в случаях, установленных законодательством, в постоянное (бессрочное) пользование. Религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

32. Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта может осуществляться как на торгах (конкурсах, аукционах), так и без их проведения.

33. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных законодательством, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

34. К заявлению о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта прилагаются:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

2) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на испрашиваемый земельный участок, а также копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов (при наличии), заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) заявление правообладателя земельного участка об отказе от осуществления принадлежащего ему права (о прекращении права) на земельный участок в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) акт выбора земельного участка с приложением утвержденной главой Серпуховского муниципального района схемы расположения земельного участка в случае, если участок предоставлялся для строительства;

5) решение о предварительном согласовании места размещении объекта при предоставлении земельного участка для строительства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

6) заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

7) согласование центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности;

8) согласование центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере государственной охраны объектов культурного наследия Московской области (при необходимости);

9) кадастровый паспорт земельного участка с указанием сведений о кадастровой стоимости земельного участка при их наличии в государственном земельном кадастре;

10) согласование центрального органа государственной власти Московской области, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность в агропромышленном комплексе (при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения);

11) при предоставлении земельных участков, находящихся в особо охраняемых природных зонах, охранных зонах объектов, в том числе линейных (электростанции, трансформаторные подстанции, нефтебазы, компрессорные станции, ЛЭП, силовые кабели, кабели связи, автодороги, газопроводы, нефтепроводы и другие), согласования соответствующих служб;

12) при предоставлении земельного участка, расположенного в границах территорий, зарезервированных в установленном порядке для государственных или муниципальных нужд, согласования, предусмотренные соответствующими правовыми актами. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением;

13) заключение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

14) согласование органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

15) заключение органа государственного ветеринарного надзора в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

16) до принятия правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования;

17) копия публикации об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Предоставление земельных участков для целей,

не связанных со строительством

35. Администрация не менее чем за 30 дней до предоставления земельных участков информирует население о наличии свободных земельных участков для целей, не связанных со строительством, и условиях их предоставления путем публикации соответствующей информации.

36. Формирование и предоставление земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, осуществляются в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ с учетом их фактического расположения на территориях, предназначенных для этих целей, и включают в себя следующие основные виды разрешенного использования:

1) на землях населенных пунктов:

а) для огородничества;

б) для организации отдыха и спортивно-оздоровительной деятельности;

в) для озеленения и благоустройства территории;

г) для хозяйственных нужд;

д) для иных целей, предусмотренных действующим законодательством;

2) на землях сельскохозяйственного назначения:

а) для сельскохозяйственного производства;

б) для животноводства;

в) для огородничества;

г) для личного подсобного хозяйства;

д) для иных целей, предусмотренных действующим законодательством.

37. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и постановку его на кадастровый учет.

38. К заявлению о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, прилагаются:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

2) нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (для индивидуальных предпринимателей), свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица (для юридических лиц);

3) выписка из протокола заседания (решения) уполномоченного органа юридического лица о назначении руководителя или доверенность представителя;

4) кадастровый паспорт земельного участка;

5) решение соответствующего органа управления юридического лица о приобретении земельного участка в собственность в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии с законодательством и учредительными документами.

39. Глава Серпуховского муниципального района в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении его в собственность либо о передаче в аренду.

40. Договор купли-продажи или аренды испрашиваемого земельного участка заключается в недельный срок со дня издания постановления главы Серпуховского муниципального района.

Приобретение прав на земельные участки, находящиеся

в муниципальной или государственной собственности,

на которых расположены здания, строения, сооружения

41. Предоставление в собственность за плату земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно только собственникам (гражданам и юридическим лицам) зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках.

42. В случае если здание (помещения в нем) находится на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

43. Решение о продаже земельного участка принимается на основании заявления гражданина или юридического лица.

44. К заявлению граждане и юридические лица прилагают документы в соответствии с п. 38 настоящего Положения, а также дополнительно:

1) решение соответствующего органа управления юридического лица о приобретении земельного участка в собственность в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии с законодательством и учредительными документами.

2) справка о размере земельного налога, выданная налоговым органом.

45. Цена продажи (стоимость) земельного участка определяется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/69-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".

46. Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

47. Земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся до 29.10.2001 в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.

48. Регистрация перехода права собственности на земельный участок допускается только после полной оплаты стоимости земельного участка и подписания передаточного акта. Затраты, связанные с регистрацией перехода права собственности на земельный участок по договору купли-продажи, возлагаются на покупателя земельного участка.

Порядок предоставления в собственность за плату

незастроенных земельных участков, находящихся в аренде

у граждан и юридических лиц

49. Предоставление в собственность за плату незастроенных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, его арендаторам возможно только при условии, что договор аренды земельного участка является действующим и зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством.

50. Цена продажи земельных участков устанавливается в размере рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, но не ниже кадастровой стоимости земельного участка.

51. Вопрос продажи земельного участка рассматривается на основании заявления гражданина или юридического лица, в котором должна быть указана информация в соответствии с п. 15 настоящего Положения, а также документов, указанных в п. 34 настоящего Положения.

52. Оплата приобретаемого в собственность земельного участка определяется договором купли-продажи земельного участка и может производиться одновременно и в рассрочку. Срок рассрочки не может быть более одного года. В случае единовременной оплаты земельного участка покупатель должен перечислить средства не позднее 60 календарных дней со дня заключения договора купли-продажи.

53. Средства от продажи земельного участка перечисляются на указанные в договоре купли-продажи расчетные счета управления федерального казначейства в соответствии с действующим законодательством.

54. Регистрация перехода права собственности на земельный участок допускается только после полной оплаты стоимости земельного участка и подписания передаточного акта. Затраты, связанные с регистрацией перехода права собственности на земельный участок по договору купли-продажи, возлагаются на покупателя земельного участка.

Особенность предоставления земельных участков из земель

сельскохозяйственного назначения

55. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности, или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) или в аренду.

Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные п. 57 настоящего Положения.

56. Передача в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного опубликования сообщения о наличии земельных участков в средствах массовой информации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, указанные в п. 57 настоящего Положения.

В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

57. Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, равной пятикратной кадастровой стоимости, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

58. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность принимается в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме.

Особенности предоставления смежных земельных участков

59. Физические лица, являющиеся собственниками земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства или для ведения садоводства, заинтересованные в предоставлении смежного земельного участка, обращаются с соответствующим заявлением в Администрацию. В случае если существующий земельный участок находится в собственности у нескольких лиц, заявление подается ими совместно.

60. В заявлении должны быть указаны:

1) фамилия, имя, отчество заявителя;

2) адрес (место нахождения) заявителя;

3) местоположение земельного участка;

4) площадь земельного участка;

5) вид использования земельного участка;

6) дата составления заявления.

61. Смежный земельный участок должен отвечать в совокупности следующим требованиям:

1) площадь земельного участка меньше минимального размера, предусмотренного для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства;

2) доступ (проход, проезд) к нему возможен только с земельного участка, находящегося в собственности заявителя.

62. К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), либо личность представителя заявителя;

2) нотариально заверенная доверенность на представителя заявителя;

3) копия свидетельства о праве собственности на существующий земельный участок;

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на основной земельный участок, выданная не ранее чем за 30 дней до подачи заявления;

5) кадастровый паспорт основного земельного участка;

6) справка администрации сельского или городского поселения, в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок, о том, что доступ (проход, проезд) к испрашиваемому земельному участку возможен только с земельного участка, находящегося в собственности заявителя.

63. Администрация в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления заявления, рассматривает заявление и выдает заявителю письменное согласие на проведение работ, необходимых для формирования испрашиваемого земельного участка, либо направляет обоснованный отказ в его оформлении.

64. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ, обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в установленном законом порядке и представляет в Администрацию кадастровый паспорт земельного участка и копию акта согласования границ испрашиваемого земельного участка со смежными землепользователями.

65. Решение о предоставлении земельного участка заявителю Администрация принимает в двухнедельный срок со дня предоставления заявителем документов, указанных в п. 62 настоящего Положения.

66. В предоставлении смежного земельного участка может быть отказано в случае непредставления документов, предусмотренных пунктами 60 и 62 настоящего Положения.

67. После предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка заявитель обязан произвести его объединение с участком, находящимся в собственности заявителя.

Особенности предоставления в собственность и оборота

садовых, огородных и дачных земельных участков

68. Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами Московской области.

69. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

70. В случае если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению или иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется Администрацией Серпуховского муниципального района на основании заявления этого гражданина или его представителя.

К данному заявлению прилагаются следующие документы:

1) описание местоположения земельного участка, подготовленное этим гражданином, с приложением плана, подготовленного организацией, имеющей лицензию на производство землеустроительных работ:

2) заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином;

3) в случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, то необходимо представить дополнительно:

а) удостоверенную правлением данного некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

б) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.

71. Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется Администрацией Серпуховского муниципального района на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, некоммерческого или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением, с приложением плана, подготовленного организацией, имеющей лицензию на производство землеустроительных работ;

2) удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

3) выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

4) учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или заверенные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Изменение вида разрешенного использования

земельного участка

72. Физические и юридические лица вправе обратиться с заявлением на имя главы Серпуховского муниципального района Московской области об изменении вида разрешенного использования принадлежащего данному лицу на праве собственности земельного участка.

73. В заявлении должны быть указаны:

1) наименование заявителя - юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина;

2) адрес (место нахождения) заявителя;

3) расчетный (лицевой) счет и банковские реквизиты юридического лица;

4) местоположение земельного участка;

5) площадь земельного участка;

6) кадастровый номер земельного участка (при наличии);

7) имеющийся вид разрешенного использования земельного участка;

8) испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка;

9) дата составления заявления.

74. К заявлению об изменении вида разрешенного использования земельного участка в обязательном порядке прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность, - для физических лиц, нотариально заверенные копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц, нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, и выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей;

2) нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права либо иного документа, подтверждающего право собственности обратившегося лица на земельный участок;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, выданная не ранее чем за 30 дней до подачи заявления;

4) копия кадастрового паспорта земельного участка.

75. В случае если земельный участок находится в общей долевой собственности нескольких лиц, такие лица обращаются с заявлением об изменении вида разрешенного использования совместно.

76. При отсутствии документов, определенных п. 74 настоящего Положения, либо при отсутствии совместного обращения в случае, указанном в п. 75 настоящего Положения, заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка не рассматривается.

77. Вопрос об изменении вида разрешенного использования обсуждается на публичных слушаниях в порядке, установленном муниципальным правовым актом Серпуховского муниципального района.

78. Заключение, подготовленное комиссией по организации и проведению публичных слушаний, может являться основанием для издания постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

79. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний, несет заявитель.

80. В случае если в документах о правах на землю либо в документах государственного кадастра недвижимости указано, что земельный участок имеет несколько видов разрешенного использования, либо в данных документах указание на вид разрешенного использования земельного участка отсутствует, а также в случае, если сведения о виде разрешенного использования земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства, заинтересованное лицо вправе обратиться с заявлением на имя главы Серпуховского муниципального района об уточнении вида разрешенного использования земельного участка.

При направлении заявления на имя главы Серпуховского муниципального района заинтересованное лицо вправе выбрать один из видов разрешенного использования (в случае, если в документах о правах на землю либо в документах государственного кадастра недвижимости указано несколько видов разрешенного использования) либо указать на фактическое использование земельного участка (в случае, если вид разрешенного использования не определен либо не соответствует действующему законодательству).

81. К заявлению, указанному в п. 80 настоящего Положения, прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

2) копии документов о правах на земельный участок;

3) справка, выдаваемая органами местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Серпуховского муниципального района, о фактическом использовании земельного участка;

4) кадастровый паспорт земельного участка (при наличии соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, выданная не ранее чем за 30 дней до подачи заявления.

82. На основании представленных документов глава Серпуховского муниципального района принимает решение об уточнении вида разрешенного использования земельного участка.

Основания для прекращения права на земельный участок

и порядок отказа лица от права на земельный участок

83. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством.

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в Администрацию. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения права собственности.

84. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в Администрацию. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагаются схема расположения земельного участка (при ее наличии), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

85. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком Администрация в соответствии со своими полномочиями на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

86. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в п. 85 настоящего Положения, за исключением случая отказа от права собственности на земельный участок, обремененный в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В случае если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то Администрация в недельный срок со дня принятия решения, указанного в п. 85 настоящего Положения, обязана обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка.

Резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа,

земельных участков для муниципальных нужд

87. Решения о резервировании, изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд могут быть приняты в случаях, связанных с:

1) размещением объектов, предназначенных для органов местного самоуправления;

2) размещением объектов, предназначенных для учреждений или унитарных предприятий, учредителем которых являются органы местного самоуправления Серпуховского муниципального района;

3) размещением объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

4) размещением автомобильных дорог межмуниципального и местного значения;

5) размещением объектов, строительство которых предусмотрено программами развития Серпуховского муниципального района;

6) размещением кладбищ.

88. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения муниципальных нужд территорий. Земли для муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд с целью размещения объектов, предусмотренных настоящим пунктом, допускается при отсутствии других вариантов их размещения.

89. В постановлении об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд должны содержаться следующие сведения:

1) об изымаемом земельном участке: местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование, обременения;

2) о собственнике, землепользователе, землевладельце или арендаторе (правообладателе) изымаемого земельного участка, в том числе данные государственной регистрации и (или) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

3) о цели изъятия;

4) об условиях изъятия земельного участка: срок изъятия, источник финансирования расходов, связанных с изъятием, порядок определения выкупной цены или подлежащих возмещению убытков, предоставление иного земельного участка взамен изымаемого.

90. Администрация обеспечивает государственную регистрацию правовых актов об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для нужд Серпуховского муниципального района, а также извещает в письменной форме правообладателей этих участков о произведенной регистрации с указанием ее даты.

91. Администрация заключает с правообладателями изымаемых земельных участков соглашения о выкупной цене или о возмещении убытков, о предоставлении взамен изымаемых других земельных участков.

92. Расходы, необходимые для изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для нужд муниципального образования, утверждаются в составе бюджета Серпуховского муниципального района на соответствующий финансовый год.

93. Государственная регистрация перехода права собственности или прекращения иных прав на земельные участки, изымаемые, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд, обеспечивается Администрацией после окончания расчетов с правообладателями изымаемых земельных участков или одновременно с регистрацией прав на земельные участки, предоставляемые взамен изымаемых.

Администрация в срок не позднее пяти рабочих дней со дня государственной регистрации письменно извещает бывших правообладателей таких земельных участков о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Окончание расчетов с правообладателями изымаемых земельных участков подтверждается соответствующим актом.

Порядок установления публичных сервитутов на территории

Серпуховского муниципального района

94. Публичные сервитуты, необходимые для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, устанавливаются Администрацией.

95. Администрация устанавливает публичные сервитуты по собственной инициативе, а также по ходатайству органов местного самоуправления городских (сельских) поселений, входящих в состав Серпуховского муниципального района, заинтересованных физических и юридических лиц.

96. Публичный сервитут может устанавливаться одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка либо в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или в безвозмездном срочном пользовании.

Решение об установлении публичного сервитута принимается независимо от того, какой орган принял решение о предоставлении земельного участка и когда оно было принято.

Публичные сервитуты устанавливаются в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Общественные слушания по вопросу об установлении публичного сервитута проводятся в порядке, установленном Законом Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".

97. Представление или ходатайство об установлении публичного сервитута должны содержать следующие сведения:

1) о земельном участке, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут: местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование, обременения;

2) о собственнике, землепользователе, землевладельце земельного участка, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), данные государственной регистрации юридического лица и государственной регистрации права на земельный участок;

3) данные государственной регистрации юридического лица и государственной регистрации права на земельный участок представляются на основании выписки из соответствующего государственного реестра;

4) о цели установления публичного сервитута (содержание публичного сервитута) и обоснование необходимости его установления;

5) о предполагаемом сроке действия публичного сервитута;

6) о сфере действия публичного сервитута.

98. Ходатайство об установлении публичного сервитута подписывается руководителем юридического лица (руководителями юридических лиц) и (или) физическим лицом (физическими лицами) с указанием:

1) для физического лица - фамилии, имени, отчества, паспортных данных, местожительства;

2) для юридического лица - полного наименования, данных государственной регистрации и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

99. В течение пяти рабочих дней со дня регистрации представления или ходатайства об установлении публичного сервитута собственнику, землепользователю или землевладельцу земельного участка направляется письменное извещение.

100. Решение об установлении публичного сервитута или об отказе в этом должно быть принято в течение трех месяцев со дня регистрации представления или ходатайства.

Решения об отказе в установлении публичного сервитута могут быть приняты в случаях, если:

1) установление публичного сервитута приведет к невозможности использования земельного участка;

2) цель, для достижения которой предполагалось установить публичный сервитут, может быть достигнута другим способом, в том числе путем установления частного сервитута;

3) не представлено достаточного обоснования необходимости установления публичного сервитута;

4) публичный сервитут не соответствует правовому режиму использования земельного участка;

5) отсутствует протокол публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.

101. Правовой акт об установлении публичного сервитута должен содержать следующие сведения:

1) о земельном участке, в отношении которого установлен публичный сервитут: местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование;

2) о собственнике, землепользователе или землевладельце соответствующего земельного участка: полное наименование юридического лица, данные его государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), фамилия, имя, отчество физического лица, его паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

3) о содержании публичного сервитута и сфере его действия, в том числе сведения о части земельного участка, который должен быть обособлен (обозначен), если это возможно, для осуществления заинтересованными лицами права ограниченного пользования земельным участком;

4) о сроке действия публичного сервитута;

5) об условиях установления публичного сервитута.

102. Копия правового акта об установлении публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия (издания) направляется правообладателю земельного участка, в отношении которого он был установлен.

103. Администрация обеспечивает государственную регистрацию ограничения права на земельный участок в связи с установлением публичного сервитута.

Администрация уведомляет правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом, о государственной регистрации ограничения права на земельный участок.

Правовой акт об установлении публичных сервитутов в течение 10 рабочих дней со дня государственной регистрации ограничения права на земельный участок подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

104. Правообладатель земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе направить в орган, принявший решение об его установлении, заявление о прекращении публичного сервитута или об установлении соразмерной платы. Заявление должно быть рассмотрено в течение двух месяцев со дня его регистрации.

105. Лица, права которых ограничиваются публичным сервитутом, а также лица, заинтересованные в его установлении или прекращении, и их представители до принятия соответствующего решения имеют право знакомиться с материалами по вопросу установления или прекращения публичного сервитута, письменно давать необходимые разъяснения и заявлять о своем согласии или несогласии с установлением или прекращением публичного сервитута, а также присутствовать при обсуждении этих вопросов и принятии решений.

Администрация своевременно извещает в письменной форме соответствующих лиц о месте и времени рассмотрения вопросов по поводу установления или прекращения публичных сервитутов, а также обеспечивает возможность своевременного ознакомления с соответствующими материалами.

106. Финансирование расходов, связанных с установлением и прекращением публичных сервитутов, с возмещением убытков правообладателю земельного участка, осуществляется соответственно за счет средств местного бюджета.

Финансирование расходов, связанных с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута, осуществляется за счет средств инициатора (инициаторов) его установления, в том числе за счет лиц, направляющих ходатайство об установлении публичного сервитута.

Заключительные положения

107. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с Административным регламентом исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, утверждаемым главой Серпуховского муниципального района.

108. Все земельные споры рассматриваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

--------------------