Об утверждении Положения о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории г. Иркутска"

Об утверждении Положения о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории г. Иркутска"

ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА

РЕШЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И

ПРЕКРАЩЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ,

РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ИРКУТСКА

(в ред. решений Думы г. Иркутска

от 21.05.2009 N 004-20-611064/9,

от 17.09.2009 N 004-20-641110/9)

Принято на 54 заседании

городской Думы 4-го созыва 21 октября 2008 года

В целях упорядочения земельных отношений, определения порядка и условий установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории города Иркутска, руководствуясь ст.ст. 5, 23, 48 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 28, 31 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст.ст. 4, 27 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 31, 32 Устава города Иркутска, городская Дума решила:

1. Утвердить Положение о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории г. Иркутска (Приложение N 1).

2. Отменить решение городской Думы г. Иркутска от 17.02.2003 N 321-26гД(3) "О Положении о публичных сервитутах".

3. Администрации города Иркутска:

3.1. Опубликовать настоящее решение с приложением.

3.2. Внести в оригинал решения городской Думы г. Иркутска от 17.02.2003 N 321-26гД(3) "О Положении о публичных сервитутах" информационную справку о дате признания решения утратившим силу в связи с отменой.

Мэр г. Иркутска

В.В.ЯКУБОВСКИЙ

22 октября 2008 года

N 004-20-540925/8

Приложение N 1

к решению

Думы г. Иркутска

от 22 октября 2008 года

N 004-20-540925/8

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ НА

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ИРКУТСКА

(в ред. решений Думы г. Иркутска

от 21.05.2009 N 004-20-611064/9,

от 17.09.2009 N 004-20-641110/9)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории города Иркутска, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения.

1.2. В настоящем Положении под публичным сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное на основании градостроительной документации для обеспечения интересов местного самоуправления или населения города Иркутска, без изъятия земельного участка.

1.3. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ

2.1. Публичные сервитуты устанавливаются на основании постановления администрации города Иркутска.

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

2.2. Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

2.3. Публичный сервитут может устанавливаться одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка либо после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве.

Публичный сервитут устанавливается в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.

2.4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

2.5. С инициативой об установлении публичного сервитута могут выступить органы местного самоуправления города Иркутска, структурные подразделения администрации города Иркутска, юридические и физические лица.

2.6. Лица, заинтересованные в установлении публичного сервитута, направляют в Департамент архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска (далее - Департамент архитектуры и градостроительства) заявление на имя мэра города.

Заявление должно содержать указание на местонахождение и кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут, цель установления публичного сервитута, обоснование его необходимости, предполагаемый срок и сферу действия публичного сервитута. К заявлению может быть приложен кадастровый паспорт (кадастровая карта (план)) земельного участка, на котором отмечена сфера действия планируемого публичного сервитута.

К заявлению об установлении публичного сервитута прилагаются следующие документы с копиями:

- в случае обращения юридического лица: учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации юридического лица, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, либо доверенность лица, уполномоченного представлять интересы заявителя;

- в случае обращения физического лица - документ, удостоверяющий личность гражданина, либо доверенность лица, уполномоченного представлять интересы заявителя.

Заявление рассматривается в сроки, установленные законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан.

2.7. Департамент архитектуры и градостроительства:

2.7.1. Регистрирует заявление и документы, предусмотренные подпунктом 2.6 настоящего Положения.

2.7.2. При несоответствии заявления указанным требованиям, а также при обнаружении в представленных документах недостоверных сведений либо непредставлении документов, указанных в п. 2.6 настоящего Положения, оставляет его без рассмотрения и уведомляет об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации заявления.

2.7.3. В двухнедельный срок подготавливает заключение о возможности либо невозможности установления публичного сервитута.

Утратил силу. - Решение Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641110/9.

2.7.4. На основании заключения о возможности установления публичного сервитута осуществляет подготовку проекта постановления администрации г. Иркутска о назначении общественных слушаний.

На основании заключения о невозможности установления публичного сервитута осуществляет подготовку мотивированного отказа в установлении публичного сервитута за подписью заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска и направляет его заявителю.

(пп. 2.7.4 введен решением Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641110/9)

2.8. Решение об отказе в установлении публичного сервитута принимается в случае, если:

а) цели установления публичного сервитута, указанные в заявлении, не соответствуют целям, определенным в п. 2.2 настоящего Положения;

б) цель, для достижения которой предполагается установить публичный сервитут, может быть достигнута другим способом, в том числе путем установления частного сервитута.

(п. 2.8 в ред. решения Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641110/9)

2.9. Утратил силу. - Решение Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641110/9.

2.9. С учетом результатов общественных слушаний, проведенных в порядке, установленном разделом 3 настоящего Положения, готовится проект постановления администрации города Иркутска об установлении публичного сервитута.

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

2.10. Подготовку проекта постановления об установлении публичного сервитута осуществляет Департамент архитектуры и градостроительства.

В постановлении администрации города Иркутска об установлении публичного сервитута указываются:

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

- содержание публичного сервитута и сфера его действия, в том числе сведения о части земельного участка, который должен быть обособлен (обозначен), для осуществления заинтересованными лицами права ограниченного пользования земельным участком;

- сведения о земельном участке, в отношении которого установлен публичный сервитут: местонахождение, кадастровый номер, площадь;

- сведения о собственнике, землепользователе или землевладельце соответствующего земельного участка: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество физического лица;

- срок действия публичного сервитута;

- указание на структурное подразделение администрации города, обязанное обеспечить государственную регистрацию публичного сервитута.

В случае, если публичный сервитут относится к части земельного участка, то к постановлению администрации города Иркутска об установлении публичного сервитута прилагается кадастровый паспорт (кадастровая карта (план)) земельного участка с отображением на нем сферы действия публичного сервитута.

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

2.11. Копия постановления администрации города Иркутска об установлении публичного сервитута в течение десяти рабочих дней со дня его издания направляется правообладателю (правообладателям) земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут, и инициатору установления публичного сервитута.

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

2.12. Финансирование расходов, связанных с установлением и прекращением публичных сервитутов, осуществляется за счет средств бюджета города Иркутска.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ

3.1. Под общественными слушаниями в настоящем Положении понимается форма общественного обсуждения вопроса о возможности установления публичного сервитута с целью выявления мнения населения города Иркутска о планируемом публичном сервитуте.

3.2. Общественные слушания по вопросу об установлении публичного сервитута организуются и проводятся Департаментом архитектуры и градостроительства (далее - организатор общественных слушаний) в срок, установленный постановлением администрации г. Иркутска о назначении общественных слушаний, но не позднее 20 дней с момента издания данного постановления.

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 17.09.2009 N 004-20-641110/9)

3.3. Организатор общественных слушаний осуществляет подготовку постановления администрации города Иркутска о назначении общественных слушаний, в котором указываются:

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

- дата, время и место проведения общественных слушаний;

- месторасположение и ориентировочная площадь земельного участка, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут;

- сведения о лице, подавшем заявление об установлении публичного сервитута (наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество физического лица);

- цель и срок действия планируемого публичного сервитута;

- срок, место и время приема письменных замечаний и предложений жителей города по вопросу установления публичного сервитута;

- иная необходимая информация.

Постановление администрации города Иркутска о назначении общественных слушаний подлежит официальному опубликованию не позднее чем за 10 дней до проведения общественных слушаний.

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

3.4. С целью организации и проведения общественных слушаний организатор общественных слушаний выполняет следующие мероприятия:

1) обеспечивает официальное опубликование постановления администрации города Иркутска о назначении общественных слушаний;

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

2) определяет председателя и секретаря общественных слушаний, ответственных за ведение протокола общественных слушаний (далее - протокол), ведение регистрации прибывших участников;

3) обеспечивает ознакомление с документацией, подготовленной с момента обращения заявителя, о возможности установления публичного сервитута всех заинтересованных лиц;

4) письменно информирует о проведении общественных слушаний собственников, пользователей и иных владельцев земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут (информация направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается лично под роспись), а также обеспечивает информирование населения путем размещения объявлений о проведении общественных слушаний, сроке, месте их проведения, о вопросах, выносимых на общественные слушания, и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения общественных слушаний;

5) в случае, если публичный сервитут устанавливается по инициативе органа местного самоуправления, после проведения общественных слушаний обеспечивает межевание земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и государственную регистрацию публичного сервитута в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

6) осуществляет иные мероприятия, необходимые для организации и проведения общественных слушаний.

3.5. Общественные слушания могут быть проведены среди населения города Иркутска в целом, населения района города, микрорайона, квартала, чьи интересы затрагивает установление публичного сервитута.

3.6. Правом участвовать в общественных слушаниях обладает каждый дееспособный гражданин, достигший к моменту проведения общественных слушаний 18 лет, проживающий или зарегистрированный в границах проведения общественных слушаний; а также юридические лица, интересы которых прямо или косвенно могут быть затронуты в случае установления публичного сервитута или которые проявили свой интерес к планируемому публичному сервитуту.

3.7. Участники общественных слушаний представляют организатору общественных слушаний в письменной форме замечания и предложения по вопросам, выносимым на общественные слушания, в срок, место и время, указанные в постановлении администрации города Иркутска о назначении общественных слушаний.

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

Замечания и предложения должны быть подписаны с указанием фамилии, имени, отчества физического лица либо лица, уполномоченного представлять интересы юридического лица, адреса места жительства физического лица либо юридического адреса и места нахождения юридического лица и поданы в срок, установленный организатором общественных слушаний.

Организатор общественных слушаний анализирует и обобщает все представленные предложения и замечания жителей города Иркутска, выносит их на общественные слушания в виде доклада и прилагает к протоколу общественных слушаний.

Замечания и предложения, не относящиеся к вопросу, выносимому на общественные слушания, не соответствующие требованиям, указанным в настоящем пункте, организатором общественных слушаний не рассматриваются и к протоколу общественных слушаний не прилагаются.

3.8. Перед началом общественных слушаний участники общественных слушаний подлежат регистрации. Регистрация участников общественных слушаний обеспечивается организатором общественных слушаний.

При регистрации физические лица предъявляют документы, удостоверяющие личность; представители юридических лиц - документы, подтверждающие полномочия представителя, оформленные в установленном законодательством порядке. Лица, не прошедшие регистрацию, к общественным слушаниям не допускаются.

3.9. Организатор общественных слушаний обеспечивает ведение аудиозаписи и (или) видеозаписи общественных слушаний.

3.10. Общественные слушания открываются и проводятся председателем общественных слушаний. Председатель общественных слушаний оглашает вопросы, подлежащие обсуждению на общественных слушаниях, порядок и последовательность проведения общественных слушаний, время, отведенное на выступление участникам общественных слушаний, представляет докладчиков, а также оглашает иную информацию, необходимую для проведения общественных слушаний.

Председатель общественных слушаний следит за соблюдением порядка проведения общественных слушаний. В случае, если выступающий на общественных слушаниях превышает время, отведенное для доклада, либо отклоняется от темы выступления (обсуждаемого вопроса), председатель общественных слушаний вправе сделать выступающему предупреждение, а если предупреждение не учитывается - прервать выступление.

Участники общественных слушаний, подавшие письменную заявку о своем выступлении до окончания регистрации, вправе выступать на общественных слушаниях. Каждый из участников общественных слушаний вправе выступить не более одного раза. Никто не вправе выступать на общественных слушаниях без разрешения председателя общественных слушаний. Нарушивший эти правила лишается председателем общественных слушаний слова без предупреждения.

Председатель общественных слушаний вправе удалять из зала лиц, мешающих проведению общественных слушаний.

3.11. Протокол общественных слушаний ведется секретарем общественных слушаний.

В протоколе общественных слушаний отражаются:

дата и место проведения общественных слушаний;

количество участников общественных слушаний;

вопросы, подлежащие обсуждению на общественных слушаниях;

число граждан, высказавшихся "за" установление публичного сервитута;

число граждан, высказавшихся "против" установления публичного сервитута.

К протоколу общественных слушаний прилагается список всех зарегистрированных участников общественных слушаний, а также поступившие в письменном виде замечания и предложения участников общественных слушаний.

Протокол общественных слушаний подписывается председателем и секретарем общественных слушаний.

3.12. Мнение граждан о возможности (невозможности) установления публичного сервитута, выявленное по результатам общественных слушаний, носит рекомендательный характер для мэра города Иркутска при решении вопроса об установлении публичного сервитута.

4. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА

4.1. Лицо, которому земельный участок, обремененный публичным сервитутом, принадлежит на определенном праве, обязано не препятствовать осуществлению публичного сервитута.

4.2. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

4.3. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением администрацией города Иркутска убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

4.4. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от администрации города Иркутска соразмерную плату.

5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ

5.1. Публичные сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с требованиями законодательства.

Если в отношении одного и того же земельного участка установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит государственной регистрации.

5.2. Публичный сервитут вступает в силу с момента его государственной регистрации.

6. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ

6.1. Публичный сервитут прекращается:

- по истечении срока его действия, определенного постановлением администрации города Иркутска, которым установлен сервитут;

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

- вступлением в законную силу постановления администрации города Иркутска об отмене сервитута, в том числе в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен;

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

- вступлением в законную силу решения суда о прекращении установленного сервитута либо о признании недействительным постановления администрации города Иркутска об установлении публичного сервитута.

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

6.2. При отмене публичного сервитута постановлением администрации города Иркутска копия такого постановления в 5-дневный срок после его подписания направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении сервитута, а также собственнику соответствующего земельного участка, землепользователю, землевладельцу, инициатору установления публичного сервитута.

(в ред. решения Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611064/9)

6.3. В случае перехода любого вещного права на земельный участок по сделке к другому лицу сервитут, обременяющий данный земельный участок, сохраняется.

Сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Отказ в установлении публичного сервитута может быть обжалован в судебном порядке.

7.2. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Заместитель мэра -

руководитель аппарата

администрации г. Иркутска

Е.Е.ВОЙЦЕХОВИЧ

--------------------