О сотрудничестве в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях" (вместе с "Перечнем приграничных створов, на которых планируется открытие пунктов наблюдения в сис

О сотрудничестве в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях" (вместе с "Перечнем приграничных створов, на которых планируется открытие пунктов наблюдения в системе Росгидромета", "Показателями, по которым планируется определение качества транспограничных вод в расчетный год обеспеченности по приграничным створам", "Положением о согласительной комиссии")

АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ДОГОВОР

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Оренбургская область и Республика Татарстан (именуемые в дальнейшем Стороны) участвуют в настоящем Договоре на основе полного равенства прав и обязанностей, руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации и Республики Татарстан, природоохранными законами Республики Татарстан и Российской Федерации. Стороны, признавая необходимость сотрудничества и взаимопомощи по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях Сторон, с целью проведения согласованной экологической политики договорились о нижеследующем.

Статья 1. Предмет договора

Принимая во внимание, что природные ресурсы Оренбургской области и Республики Татарстан составляют единый природный комплекс, оптимальность функционирования которого обеспечивается согласованной деятельностью на сопредельных территориях, Стороны заключили настоящий Договор о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на их сопредельных территориях.

Статья 2. Действие договора по кругу лиц

Настоящий Договор, вступивший в силу в установленном Сторонами порядке, обязателен для соблюдения всеми органами власти и управления Оренбургской области и Республики Татарстан, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории действия Договора независимо от форм собственности и подчиненности.

Статья 3. Территориальное действие договора

Договор действует на сопредельных территориях Сторон:

- в Оренбургской области - Северном и Абдулинском районах;

- в Республики Татарстан - Бавлинском, Бугульминском и Лениногорском районах.

Сопредельные территории в указанных районах представляют собой двухкилометровые зоны вдоль границы между Оренбургской областью и Республикой Татарстан (по одному километру по обе стороны от нее).

Установленные в настоящем Договоре правила действуют и за пределами описанных выше территории в границах ареалов и месторождений трансграничных природных ресурсов, путей миграции животных, обитающих на сопредельных территориях Сторон, а также в отношении любой деятельности, оказывающей воздействие на состояние природного комплекса сопредельных территорий.

Статья 4. Сферы действия договора

Настоящим Договором регламентируется сотрудничество Сторон в следующих сферах:

- охрана и использование земель, недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, включая рыбные ресурсы, обеспечение экологической и радиационной безопасности на сопредельных территориях;

- осуществление контроля за соблюдением правил и норм природопользования, проведение совместных природоохранных мероприятий;

- формирование единой научно-технической природоохранной политики и регулярный обмен экологической информацией.

Статья 5. Охрана и использование земель

В целях охраны земельных ресурсов, соблюдения прав и интересов землепользователей и арендаторов на сопредельных территориях Стороны обязуются:

- согласовывать предоставление земель для строительства объектов промышленного и иного назначения, которые могут повлиять на состояние природной среды на сопредельной территории, с компетентными органами Сторон на стадии предварительного согласования места размещения объекта;

- производить перевод земель на сопредельных территориях из одной категории в другую по соглашению Сторон;

- при строительстве всех видов линейных сооружений на сопредельной территории Стороны определяют порядок и размеры возмещения ущерба при изъятии земель;

- согласовывать с землепользователями, арендаторами и государственными органами заинтересованной Стороны выполнение всех видов работ, проводимых с нарушением почвенного покрова, отрицательно воздействующих на состояние окружающей природной среды;

- согласовывать проведение работ по мелиорации земель, которые могут отрицательно повлиять на состояние сопредельной территории;

- запретить размещение полигонов, захоронение токсичных, радиоактивных, промышленных и хозбытовых отходов на сопредельных территориях.

Статья 6. Охрана и использование недр

Стороны уведомляют друг друга о своих намерениях вести на сопредельных территориях разработку всех видов полезных ископаемых. В случае, если месторождение расположено на территории обеих Сторон, решение об использовании недр и условиях этого использования принимается по соглашению Сторон.

Все виды платежей за пользование недрами производятся на основании лицензий (разрешений) в соответствии с законом, действующим в пределах территорий, на которых осуществляется использование недр.

Статья 7. Охрана и использование водных ресурсов

1. Водные объекты, формирующиеся в пределах территорий каждой из Сторон, являются сферой компетенции Сторон. Проблема достижения и ответственность за соблюдение согласованных величин объема и качества трансграничных вод в полной мере лежит на той из Сторон, на территории которой формируются трансграничные воды. В случае, если водосборная площадь, на которой формируются трансграничные воды, располагается в пределах трех и более административных границ республик и областей, Стороны несут ответственность лишь за ту часть трансграничных вод, которые формируются в пределах ее административных границ.

Статья 8. Охрана, использование лесов и иной растительности

1. На согласованной основе Сторонами проводятся все работы по воспроизводству и повышению продуктивности лесов и растительного мира на сопредельных территориях, а также пользование лесами в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях.

2. Стороны проводят согласованные мероприятия по охране лесов на сопредельных территориях от пожаров, самовольных порубок и лесопользований, а также по защите лесов от вредителей и болезней.

3. Стороны согласовывают выделение на сопредельных территориях водоохранных зон и прибрежных полос и определяют режим их охраны и использования.

4. Стороны информируют друг друга о переводе лесов из одной группы в другую и выделении особо защитных участков леса, а также о сроках очередного лесоустройства на сопредельных территориях.

5. Создание заповедников, заказников, национальных природных парков и иных особо охраняемых территорий в приграничных зонах производится по согласованию Сторон.

Статья 9. Охрана и использование животного мира

1. Стороны согласовывают единые сроки охоты, обмениваются информацией о лимитах изъятия диких животных, запретах и ограничениях на территориях.

2. Стороны согласовывают проведение учетных, охранных, биотехнических и охотхозяйственных мероприятий, работ по акклиматизации и реакклиматизации диких животных с учетом возможного эффекта или их отрицательных последствий.

3. Стороны совместно разрабатывают и проводят мероприятия по охране редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красные книги, сохранению среды их обитания.

В случаях эпизоотий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций информируют друг друга об этом и согласовывают меры по ликвидации очагов бедствия.

4. Стороны согласовывают квоты лова, применение разрешенных орудий и способы ловли рыбы, сроки весенне-нерестового запрета, выделение нерестовых зон и проводят другие совместные мероприятия по воспроизводству рыбных запасов.

5. Стороны немедленно информируют друг друга о фактах массовой гибели рыбы и принимают необходимые меры по выявлению и устранению причин их возникновения.

Статья 10. Охрана воздушного бассейна

1. Для оценки уровня загрязненности атмосферного воздуха и выявления фактов его экстремально-высокого загрязнения Стороны организуют пункты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, кислотностью и химическим составом осадков и уровнем радиации.

2. Стороны совместно определяют перечень предприятий, оказывающих возможное влияние на сопредельные территории, с установлением контроля за их работой.

3. Стороны разрабатывают и согласовывают программу воздухоохранных мероприятий по улучшению составления воздушного бассейна.

4. В целях объективной оценки загрязнения атмосферного воздуха в приграничных районах договаривающиеся Стороны проводят полную инвентаризацию источников выбросов в атмосферный воздух и составляют карту районов с уровнями загрязнения.

5. Стороны устанавливают порядок взаимодействия при возникновении экстремально-высоких загрязнений атмосферы в приграничных районах.

Статья 11. Обеспечение радиационной безопасности

Стороны обязуются проводить совместные радиометрические обследования сопредельных территорий и при обнаружении вредного воздействия радиоактивных источников немедленно информируют друг друга и принимают меры по их ликвидации.

Статья 12. Формирование научно - технической природоохранной политики и обмен экологической информацией

1. Стороны осуществляют скоординированную научно-техническую политику в сфере использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, проводят совместные научные исследования кадастровые работы на сопредельных территориях.

2. Финансирование совместных научных исследований и разработок производится Сторонами на долевой основе.

3. Практическое сотрудничество осуществляется путем взаимного ознакомления с результатами (отчетами) по НИР посещения предприятий, объектов, на которых внедряются научные разработки и исследования.

Статья 13.

Стороны признают возможность сотрудничества по другим направлениям экологической деятельности, не предусмотренным настоящим Договором, на основании дополнительных соглашений.

Статья 14.

Стороны считают необходимым развитие договорных отношений по сотрудничеству в сфере охраны окружающей природной среды, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности между местными органами власти и управления на сопредельных территориях путем заключения двух- и многосторонних договоров.

Статья 15.

Для предварительного рассмотрения предложений по реализации настоящего Договора, планирования совместных мероприятий, контроля за их выполнением, разрешения возникающих конфликтов Стороны создают на паритетных началах согласительную комиссию, деятельность которой регламентируется Положением, согласованным между Сторонами.

Статья 16.

Стороны несут равную ответственность за выполнение условий и обязательств настоящего Договора. В пределах своей компетентности принимают на своей территории нормы и правила, касающиеся ответственности за ущерб, причиненный физическими или юридическими лицами, согласовывают размер ущерба (убытка), нанесенного сопредельной стороне экологическими правонарушениями.

Статья 17.

Стороны вправе вносить предложения об изменениях и дополнениях настоящего Договора, которые рассматриваются на основании заключений согласительной комиссии их полномочными представителями. Изменения и дополнения в Договор оформляются заключением дополнительных соглашений и протоколов.

Статья 18.

Стороны ежегодно подводят итоги выполнения пунктов настоящего Договора.

Статья 19.

Настоящий Договор вступает в силу в момент его подписания и действует в течение трех лет. В случае, если до истечения установленного срока Договора ни одна из Сторон не заявит о своем желании прекратить его действие, то Договор автоматически продлевается на следующий трехлетний период.

Статья 20.

Договор о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях Оренбургской области и Республики Татарстан заключен в городе Оренбурге 22 ноября 1996 года в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, и подписан уполномоченными на то представителями Сторон.

Глава администрации

Оренбургской области

В.В.ЕЛАГИН

Премьер - министр

Республики Татарстан

Ф.Х.МУХАМЕТШИН

Председатель

Оренбургского областного

комитета экологии

природных ресурсов

А.Г.КУЛИКОВ

Министр охраны

окружающей среды

и природных ресурсов

Республики Татарстан

А.И.ЦЕПОВСКИХ

Приложение N 1

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРИГРАНИЧНЫХ СТВОРОВ, НА КОТОРЫХ ПЛАНИРУЕТСЯ

ОТКРЫТИЕ ПУНКТОВ НАБЛЮДЕНИЯ В СИСТЕМЕ РОСГИДРОМЕТА

1. Река Ик. Створ расположен у деревни Шалты на стыке границ республик Башкортостан, Татарстан и Оренбургской области.

2. Река Верхний Кандыз. Створ расположен у деревни Хаисверкино на границе Республики Татарстан с Оренбургской областью.

3. Река Сулинка. Створ расположен у деревни Сула на границе Республики Татарстан с Оренбургской областью.

4. Река Кандыз. Створ расположен у деревни Тат Кандыз на границе Республики Татарстан с Оренбургской областью.

Приложение N 2

ПОКАЗАТЕЛИ,

ПО КОТОРЫМ ПЛАНИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА

ТРАНСПОГРАНИЧНЫХ ВОД В РАСЧЕТНЫЙ ГОД ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

ПО ПРИГРАНИЧНЫМ СТВОРАМ

1. Растворенный кислород. 8. БПК5.

2. Азот аммонийный. 9. Нефтепродукты.

3. Нитриты. 10. Фенолы.

4. Нитраты. 11. Хлориды.

5. Взвешенные вещества. 12. Сульфаты.

6. Фосфаты. 13. РН.

7. ХПК.

Отбор проб в приграничных створах осуществляется с периодичностью не реже 1 раза в месяц, кроме того в период весеннего паводка не менее 3 раз.

Приложение N 3

ПОЛОЖЕНИЕ

О СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Согласительная комиссия создана в соответствии со ст. 15 Договора о сотрудничестве по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях Оренбургской области и Республики Татарстан и является межтерриториальным постоянно действующим органом.

1.2. Комиссия рассматривает предложения по реализации указанного Договора, разрабатывает проекты планов проведения совместных мероприятий по охране окружающей среды, использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на сопредельных и иных территориях действия Договора, контролирует их выполнение, рассматривает возникшие споры и вносит предложения по совершенствованию договорных отношений.

1.3. Комиссия состоит из 10 человек - представителей с каждой стороны, которые назначаются приказом министерств.

1.4. Согласительная комиссия руководствуется в своей деятельности Договором о сотрудничестве и настоящим Положением.

2. ПРАВА СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

2.1. Согласительная комиссия имеет право:

- запрашивать материалы от государственных, физических и юридических лиц о состоянии природной среды, об охране и использовании природных ресурсов на сопредельных территориях;

- производить расчеты распределения трансграничных загрязнений и причиненного вреда между территориями и представлять их на рассмотрение Сторон;

- осуществлять контроль за соблюдением Договора о сотрудничестве и заключенных в его развитие соглашений и протоколов;

- согласовывать проведение неотложных мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях.

2.2. Согласительная комиссия обязана:

- информировать Стороны о нарушениях условий Договора о сотрудничестве и заключенных в его развитие соглашений и протоколов;

- рассматривать проекты планов реализации Договора о сотрудничестве, дополнительных соглашений и протоколов проведения предусмотренных ими совместных мероприятий по охране окружающей среды, использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности;

- составлять ежегодные доклады об исполнении Договора о сотрудничестве и представлять их на рассмотрение Сторон в согласованные сроки.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

3.1. Согласительная комиссия проводит свои заседания по мере необходимости или по требованию одной из Сторон.

3.2. На заседаниях комиссии поочередно председательствуют представители Сторон.

3.3. Комиссия правомочна при участии представителей обеих Сторон.

3.4. Решения комиссия принимает путем достижения согласия между его членами, представителями Сторон. В случае, если комиссией не достигнуто согласие, вопрос передается на решение руководителей природоохранных органов республик. Решения комиссии претворяются в жизнь соответствующими приказами или распоряжениями Сторон.

--------------------